Кто такой Project Manager в строительстве и зачем он нужен

09.11.2018   |  Блоги
  2613

Виталий Иванченко

менеджер проектов компании Archimatika 

Профессия менеджер проектов или Project Manager, как любят нынче именовать себя специалисты в этой сфере, становится все более популярной в современном мире, где цикл реализации проектов набирает сумасшедших темпов. Руководить, как показывает практика, это не только раздавать указания или искать виновных. Успех любого проекта во многом зависит от профессионализма его руководителя, поэтому подходить к вопросу о назначении менеджера проекта следует с особой ответственностью.

Кто он такой?

Менеджер проекта (руководитель проекта или Project manager) — это профессионал, который отвечает за успешную реализацию проекта в указанные заказчиком сроки при фиксированном бюджете и ограниченных человеческих ресурсах.

Это не маг и не чародей, а вполне обычный человек, способный наладить бизнес-процессы и коммуникацию между главными участниками проекта.

В строительной сфере мы условно выделяем трех участников процесса:

  • девелопера, который заказывает проект;
  • генерального проектировщика, который разрабатывает проектную документацию (в нашем случае это компания Archimatika);
  • генерального подрядчика, который выполняет строительные работы.

Со всеми участниками взаимодействует проектный менеджер.

Я работаю в архитектурной компании, а значит отвечаю за планирование и контроль работ по созданию проектной документации — это полный комплект документов и чертежей по архитектурным, конструктивным и инженерным разделам.

Ниже я предлагаю несколько советов, которые сделают жизнь руководителя проекта легче. Чтобы успешно реализовать проект менеджеру нужно:

  • Иметь базовые знания проджект-менеджмента. Образование менеджера по проектам в строительстве можно получить в КИСИ.
  • Постоянно улучшать знания. Посещать курсы, участвовать в конференциях. Рекомендую пройти сертификацию по стандартам IPMA, она гарантирует признание квалификации на международном уровне. Это можно сделать как в Украине, так и за рубежом. Главное условие — непрерывно искать возможности для роста и развития.
  • Следить за изменениями в строительной сфере. Это изменчивый рынок, появляются новые нормативные акты, игроки и правила меняются. Если вы что-то упустите и вовремя не среагируете, реализация проекта может оказаться под угрозой. Очень важно вовремя донести информацию до заказчика, аргументировать ему, почему и какие именно нужны изменения в намеченный проект.

А в чем подвох?

Основные риски связаны с изменениями в проекте, не предусмотренными изначальным планом. Чаще всего изменения бывают двух видов:

  • Изменения со стороны заказчика;
  • Изменения в нормативной базе государства.

Если заказчик приходит и просит что-нибудь изменить, мы поднимаем наш договор и объясняем, что просто так поменять проект невозможно. Иногда этот процесс требует немного больше времени и тесного контакта, переговоров, дополнительных соглашений. Очень важно уметь довести коммуникацию до конца и прийти к консенсусу.

Когда изменения существенные, нужно подписывать дополнительное соглашение и корректировать, или составлять новый график работ и бюджет.

Договариваемся мы всегда. Рынок строительства — серьезный, игроки крупные, проекты большие. Возможно, в других сферах с маленькими проектами кто-то может кого-то обмануть без особого для себя ущерба. В нашей сфере каждая компания дорожит своим имиджем.

Что же касается государства, в строительной сфере сейчас активно проводятся реформы, нормы адаптируются под европейские. И пока наша документация не передана в «производство работ», мы должны учитывать все изменения в нормативной базе. Поэтому при планировании мы всегда закладываем риски и резервируем ресурсы для таких непредвиденных обстоятельств.

Почему правильное планирование — залог успешной реализации проекта?

Из успешных проектов я хотел бы привести в пример ЖК «Славутич», над которым сейчас работаем. Проект знаковый для нашей компании, он взял несколько солидных архитектурных наград. К тому же, еще до сдачи проекта в эксплуатацию заказчик продолжил работать с нашей компанией, сейчас мы разрабатываем проект для второй очереди застройки — ЖК «Славутич-2».

Во время реализации плана по «Славутичу» мы впервые использовали облачную версию программы управления проектами MS Project Online. Когда работали со стационарной версией, много времени уходило на то, чтобы синхронизировать данные между собственными проектами. Онлайн-версия позволила собрать все данные по проекту в одном портфеле и отслеживать все нестыковки и конфликты в сроках и ресурсах проектов. Такая оптимизация позволила сэкономить много времени. Поэтому важно следить за новыми инструментами, которые регулярно появляются в сфере управления проектами.

И напоследок: чтобы разработать эффективный план проекта, важно быть честным. Следует сразу очертить границы возможного. Если что-то в такие сроки и с таким бюджетом успешно реализовать невозможно, не нужно давать пустых обещаний.