Халед Элашри: Архитекторам больше не нужно будет рисовать от руки

08.10.2018

4 и 5 октября в Киеве прошла международная конференция Architecture of Future. Приглашенными экспертами стали известные украинские и зарубежные архитекторы.

Property Times удалось побеседовать с одним из хедлайнеров мероприятия — британским архитектором египетского происхождения Халедом Элашри.

— Халед, расскажите, над чем вы сейчас работаете?

— Сфера моих интересов — архитектура и информатика, а также их симбиоз. В настоящее время я работаю в составе группы прикладных исследований и разработок (ARD) в Foster + Partners, а также курирую техническое обучение в школе архитектуры Бартлетт, Университетский колледж Лондона. У меня степень магистра в области архитектуры Университетского колледжа Лондон. В компании я отвечаю за сокращение разрыва между архитектурной практикой и исследованиями. Делать это можно с помощью новейших технологических инноваций — робототехники, виртуальной реальности и визуализации данных. Мы это применяли во время работы над стадионом Lusail в Катаре и павильоном ОАЭ на выставке в Милане.

— В Вашей презентации на конференции Architecture of Future Вы упоминали о проектировании аэропорта города Нью-Мексико. Расскажите подробнее об этом проекте.

— Новый международный аэропорт Нью-Мехико — NAICM (Nuevo Aeropuerto Internacional de la Ciudad de México) — это крупнейший подобный объект в Северной и Южной Америке и третий по величине в мире. Его можно узнать по X-образному силуэту главного терминала. Вид сверху будет просто впечатляющим.

Это сложный проект для Foster + Partners по многим причинам. Во-первых, он строится на обширной равнине под названием Тескоко, во влажной, заболоченной местности, которая ранее была озером. Чтобы земля выдержала вес задания, всю строительную площадку пришлось покрыть несколькими слоями породы, в том числе вулканической, часто используемой в строительных проектах в Мексике.

Одновременно проектировалась сложная дренажная система, состоящая из гигантских труб, туннелей и каналов. Поэтому терминал и его взлетно-посадочные полосы смогут справиться с сильными осадками и наводнениями во время сезона дождей. Вторая проблема — высокая сейсмическая активность. Поэтому здание спроектировано как многоуровневая сетчатая оболочка с колоннами. Эта сборная металлическая основа пропускает много света, при этом способна выдерживать сдвиги почвы. Большую часть года комфортная температура будет поддерживаться почти на 100% наружным воздухом с незначительным догревом или охлаждением или же без такового. Конечно, расчет нагрузки на конструкцию был бы невозможен без применения современных вычислительных мощностей.

— Сетчатая оболочка, примеренная в проекте аэропорта, также использовалась в другом здании Foster + Partners — небоскребе Мэри Экс (30 St Mary Axe), ведь так?

— Да, и не только Мэри Экс, хотя он действительно является визитной карточкой Нормана. Также эта технология применена при проектировании Hearst Tower, крыши Британского музея, Национального стадиона, который сейчас строится в Лусаиле Катар и других проектах, но площадь аэропорта Нью-Мексико несоизмеримо больше.

— Как Вы считаете, нужно ли архитектору уметь рисовать, если есть уже разработанные программные решения?

— Все начинается с идеи, поэтому рисовать скетчи будущих зданий в основном продолжают от руки. Но дальше надо уметь работать с компьютерами, виртуальной реальностью и визуализацией данных, а в дальнейшем и с робототехникой. Без этого будущее невозможно.

— По Вашему мнению, чего не хватает европейской архитектуре?

— Сейчас все больше появляется проектов, в которых используются принципы устойчивого развития (sustainable development). Они создают устойчивую архитектуру — sustainable architecture. Речь идет не только о Европе, это общемировая тенденция. Нужна архитектура, которая оптимизирует использование пространства, ресурсов, материалов и будет удобна и комфортна для людей, решая местные климатические задачи с помощью современных технологий и дизайна. 

Беседовала Катерина Клюева