Тео Хебен: Чтобы изменить город, необходимо 20 лет
Нидерландский архитектор Тео Хебен – один из кураторов архитектурного фестиваля CANactions, который проводится в Украине с 2008 года, рассказал в интервью BBC Украина о своем видении украинских городов и о том, что нужно сделать, чтобы их преобразовать.
По мнению Тео Хебена, урбанизм для Украины - вещь нетипичная, ведь с 1991 года его здесь не было. В это время здесь только строились дома, без какой-либо программы. Застройка никак не учитывала публичные пространства или доступность локации. И это привело к тем проблемам, которые наблюдаются сегодня: перегрузки, рост трафика, наплыв людей в город.
- В чем разница между урбанизмом и архитектурой?
- Когда мы начинали CANactions в 2008 году, мы начинали с архитектуры.
Но очень скоро я понял, что о ней здесь знают довольно много - люди в Украине хорошо образованные, здесь очень хорошие технические университеты. А вот об урбанизме знают мало.
Поэтому когда мы только основывали наше мероприятие, мы начинали его с архитектуры - архитектурных задач, воркшопов, конкурсов.
Но в какой-то момент - кажется, в 2012 или 2013 году - мы сместили внимание к урбанизму. Хотя то, что я называю урбанизмом, лучше называть градопланированием. Ведь это не только урбанистика или архитектура как профессия - это и дизайн, который тоже очень важен, и, в том числе, предпринимательство, создание благоприятного рабочего климата.
Потенциал украинских городов очень большой.
Все эти замечательные довоенные здания, много зеленых зон, прекрасные парки. И также река Днепр с "зелеными Альпами" (так Тео называет склоны над Днепром – прим. BBC). Работать с этими природными местам нужно крайне осторожно.
Моя позиция в том, что мы должны работать с тем городом, который у нас уже есть, преобразовывать его, пытаться улучшить.
Не строить новое, не разрушать старое и начинать заново, или добавлять что-то на окраинах, а использовать уже имеющееся и улучшать - дом за домом, блок за блоком, район за районом. И в конце мы окажемся в по-настоящему красивом городе.
И именно этому мы учимся в нашей школе вместе с молодыми украинцами - учимся думать в этом направлении.
Это мы пытаемся донести клиентам и местной власти.
Когда мы только начинали нашу школу, к нам начали поступать вопросы со всей страны: не могли бы вы помочь нам с этой проблемой в нашем городе? Это было интересно, и мы были очень удивлены - удивлены этой потребностью в урбанизме и людях, которые думают в этом направлении: определяют проблему и ищут ее решения.
Ранее здание всегда была решением - неважно, какой была проблема. Но урбанист больше обращает внимание на саму проблему - и на основе исследований пытается определить ее и найти ей несколько возможных решений - чтобы можно было выбрать.
Это совсем другой ход мышления. И сейчас клиенты и местные власти начинают понимать, что все должно быть по-другому. То, как это делалось в 90-х, больше не работает.
- Но готовы ли люди к этому новому подходу?
- К поиску решений? Да, они начинают быть готовыми. Мы настроены очень оптимистично. Особенно много молодых людей понимают, что нужно что-то менять.
Но если люди понимают, если готовы, то почему все проблемы наших городов до сих пор остаются? Например, трафик или уличные киоски? Насколько сильно общество определяет окружение, в котором живет? И возможно ли, изменив окружение, изменить общество?
- Ну, частично. Скажем, все эти киоски, на которые все жалуются, что они уродливы.
Вопрос же о том, почему эти киоски существуют? Вероятно, в них есть потребность. Такие законы экономики: что-то существует, потому что в нем есть необходимость. Возможно, городские здания велики, и в них могут существовать только крупные магазины, но не малые. Конечно, можно убрать все эти киоски - и это тоже будет решение проблемы, но только временно. Поскольку в таком виде торговли есть необходимость.
Другим решением могло бы быть просто сделать эти киоски красивее. А еще другим - взять какое-то пустующее здание и подумать, как мы можем его использовать, поговорить с владельцем, посмотреть, что перед ним стоит множество этих киосков, и выяснить можем ли мы переместить их внутрь?
То есть вопрос в том, какова проблема? Какова проблема, если киоск становится ее решением? Это мы и должны выяснить. Это касается и дизайна, и окружающей среды, и бизнеса, и общественности. Эта проблема имеет много уровней: и экономический, и общественный, и уровень дизайна, а иногда и даже трафика.
Но все начинается с подхода - подхода самого архитектора. С этим подходом можно запустить изменения и настроить людей на перспективы будущего. Вы можете изменить сам процесс - можете дать ему начало.
Но вам также и следует привлечь других людей, чтобы находить устойчивые решения на долгие годы. Это занимает много времени, и различные подходы к работе, и различные сферы.
Нахождения решения - это длительный процесс?
Да. И это решение также надо пересматривать - через год, через пять, десять. Смотреть, работает ли оно. Общество меняется, поэтому, возможно, вам тоже придется что-то менять. Это подход динамичный - не статичный.
- Значит, в европейских городах все так же?
Да, конечно. Здесь дело в способе мышления, в подходе к проблеме. Киоски есть и в Барселоне, и выглядят они очень мило, но это был процесс, также занял 10-20 лет. Хотя начиналось все тоже с уродливых отходов.
- Все проблемы, которые существуют в наших городах - все это неприспособленность городов к жителям и т.д. - это все начиналось еще в 1990-е. Понадобилось время, чтобы они сформировались. Сколько нужно времени, чтобы их преодолеть?
- Думаю, столько же.
- Столько же? То есть где-то 20 лет?
- Да. В нашей школе учатся молодые люди, которым сейчас где-то за 20. Возможно, когда им будет уже за 40, и они будут в соответствующих должностях...
Это печально, но это правда. Мы не можем изменить людей, которые уже есть. Разве что немножко.
- То есть, изменить город - значит изменить людей?
- Нет, это значит изменить тех, кто принимает решения.
- А те, кто сейчас принимают решение, не готовы к переменам?
- Нет. И это проблема. Это также часть нашей школы и часть архитектурного фестиваля - то, как мы можем помочь местной власти и клиентам начать мыслить по-другому. Ведь изменения должны произойти не только в этой профессии - в архитектуре или урбанизм. Клиенты и местные власти, и люди, которые там работают, также должны изменить свой образ мышления. А это занимает много времени.
Знаете, город строится годами. И нельзя просто взять и изменить все за одну ночь. Это так не работает.
Вы можете сказать, что мы потеряли много времени с 1990-х. Тогда было ощущение изменений - что у нас есть теперь независимость, и мы получим другую страну. Но после нескольких революций понятно, что это не совсем так.
Я приехал в Украину в 2003 году, и с тех пор многое действительно изменилось. Изменился образ мышления. Окей, у нас есть страна, но никто, на самом деле, нам не поможет - мы должны сделать все сами. У нас есть сила, у нас есть замечательные люди, у нас есть много ресурсов, и мы можем создать разумную действительно хорошую страну.
И CANactions - в сфере архитектуры и урбанизма - это тоже о поиске собственного пути, о DIY ("Do it yourself" - дословно «сделай это сам» - прим. BBC)
- Тема фестиваля CANactions в 2016 году- «Resilient Architecture» («Упругая архитектура». - прим. BBC). Что это такое и почему это важно?
- «Упругая» архитектура» - это о силе тех городов, которые уже существуют. Их физической составляющей, зданиях, инфраструктуре, а также людях. «Упругость» касается как физического, так и экономического, и человеческого. Она и в их комбинации.
Приходят новые времена, и нам не нужны для них новые города - нам нужно сохранить, расчистить, упорядочить то, что есть. Следует начать с этого. Это дешевле, чем строить новое - как это делали в 1990-х, когда большинство зданий были уродливые и не на своих местах.
Идея не в том, чтобы занять больше места, а в том, чтобы использовать то, что уже существует. Например, дороги в этом городе действительно огромны. Это цели магистрали. И если их как следует организовать - то возможно преодолеть проблему с пробками. Проблема пробок заключается только в неорганизованности.
Подход 1990-х состоял в том, чтобы приумножать кубические метры пространства. Теперь у нас есть эти кубические метры, давайте сохраним их, расчистим немного. Давайте подумаем над тем, что мы имеем, удовлетворимся этим, поймем его качество, и начнем его реконструировать.
Новые времена не означают необходимость нового города - это очень старомодно. Они означают эластичность.
- Не могли бы вы назвать пять целей, которые стоят перед Киевом?
- Я немного сомневаюсь. Их много. Это то, что также включено в вокршоп. Он больше об «упругой» архитектуре», о городах, о том, как работать с городом в целом, но также и о мелких вещах, например, киосках или парковках.
Трудно назвать только пять таких вещей. Если говорить несколько шире, то я думаю, самая большая проблема - это создание публичного пространства. И уже из публичного пространства следуют парковки, киоски, парки, инфраструктура, дороги, пешеходные зоны, возможно, велосипеды. Это все - в публичном пространстве. Думаю, главная цель города - это обеспечение этого публичного пространства.
Кроме того, это и зеленая зона между правым и левым берегом [Днепра]. Думаю, мы должны принять решение ничего не строить там - никогда! И мы должны провести коммерческий конкурс на благоустройство этой зоны.
Поэтому главные цели - сохранить зеленые зоны зелеными, а публичное пространство - публичным.
- И все начинается с формулировки вопросов?
- Да, формулировка вопросов и проведения исследований.