Био-тек: 4 примера бионической архитектуры

07.07.2017

Органическая архитектура, зародившаяся еще в конце прошлого века, нашла свое продолжение в современном направлении – био-тек.

Луис Салливен в конце XIX века положил начало новому архитектурному течению, которое достигло своего расцвета в 30-50-е годы ХХ века. Здания и сооружения органической архитектуры, по мнению последователей этого направления, должны были раскрывать свойства естественных материалов, стать органичным продолжением окружающего ландшафта.

Бионические здания, как и в органической архитектуре, должны быть вписаны в природу. Но в отличие от своей предшественницы, био-тек не проповедует отказ от традиционных законов формы. Концепция бионики построена на опосредованном копировании форм природы, при этом допустимо прямое использование элементов природного ландшафта в архитектуре.

Property Times подобрал  4 самых интересных примера бионической архитектуры.

Культурный центр ACROS, Япония

ACROS был открыт в 1995 году в центре японского портового города Фукуока. Уникальность проекта в том, что он позволил на 100% сохранить последний зеленый оазис в плотной городской застройке.

Перед архитекторами стояла непростая задача – построить масштабный культурный центр при катастрофической нехватке свободного места под застройку. Единственной не занятой площадкой был парк в центре города. Из всех предложенных вариантов был выбран проект американского архитектора Эмилио Амбаса.

В результате Фукуока получила не просто Центр международного, культурного и информационного обмена, а настоящий шедевр архитектуры. Внутри Центра более миллиона квадратных футов многоцелевого пространства, сверху – тысячи квадратных футов кровли. В качестве изоляционного материала архитектор использовал землю из-под застройки, покрыв ею крышу. На 15 ступенчатых террасах высажено 35 тысяч растений, которые вместе с водопадами и бассейнами создают единый архитектурный ансамбль ACROS.

Культурный центр ACROS нельзя назвать классическим примером бионики, поскольку это направление на момент создание проекта только зарождалось, и все еще находится в стадии формирования теоретической базы. Но уже тогда в работе Эмилио Амбаса прослеживалась синергия принципов биологии, инженерного дела и архитектуры – основы био-тека.

Термы Вальс, Швейцария

Автор курорта на термальных источниках Вальс в Граубюндене Петер Цумтор за основу своего проекта взял форму пещеры или карьера. Для этого потребовалось буквально «разобрать» гору и собрать ее заново. В качестве строительного материала использовались плиты кварца, которые органично дополнили основу строения – естественный склон горы. Со стороны термальный курорт выглядит как обычная зеленая площадка – продолжение природного ландшафта.

Внутренние помещения СПА-центра находятся ниже уровня земли, они как бы вкопаны в склон. «Я хотел переосмыслить отношения между архитектурой и геологией горного ландшафта, его энергетикой. Тут все особенное: воздух, свет, камень. Даже звуки – слышно движение пузырьков в минеральной воде», – говорит о своем проекте Петер Цумтор.

В 2011 году американский журнал Vanity Fair включил Термы Вальс в список «новых чудес света».

Стадион «Птичье гнездо», Китай

Боиурбанистика предполагает не только использование элементов ландшафта в архитектуре, но и копирование форм природы при проектировании зданий. Яркий пример такого «подражания» стадион «Птичье гнездо» в Пекине, который стал одним из символов столицы Китая.

Авторы проекта – швейцарские архитекторы Жак Херцог и Пьер Де Мерон – за основу концепции стадиона взяли форму вороньего гнезда. Для воплощения задумки были использованы стальные полутораметровые в сечении балки, которые как бы переплетены между собой, создавая эффект гнезда. Внутри «скелета» находится бетонная чаша стадиона. Покрытие стадиона выполнено из  материала нового поколения – сверхпрочного и легкого тетрафторэтилена.

Общая площадь стадиона – 258 000 кв. м,  в «гнезде» одновременно может разместиться 91 000 зрителей.

Национальный центр исполнительских искусств, Китай

Примеров архитектурных сооружений, органично вписанных в зеленый ландшафт, достаточно много. Национальная опера в Пекине – образец био-тека на водной поверхности.

Обтекаемые формы, использование в отделке стекла и титана позволили сделать непомерно огромное сооружение органичным продолжением и дополнением искусственного водоема.

Автор проекта – французский архитектор Поль Андрё –  спроектировал здание Оперы таким образом, чтобы вход в него находился пол землей на глубине 8 метров, крыша входа-тоннеля стеклянная. По задумке архитектора, проходя по тоннелю, посетители театра погружаются в мир прекрасного.

Огромный эллипс, в форме которого выполнена Национальная опера Пекина, напоминает каплю на воде, что отражает основную идею бионики – достичь выразительности конструкции с помощью заимствования природных форм.