Мифы о гостиничных брендах

11.02.2022   |  Блоги

Алексей Евченко

ArtBuild Hotel Group

Одним из наиболее устойчивых стереотипов в мире гостиничного бизнеса является стереотип о всесилии международных брендов и причинах, почему они до сих пор не заходят в Украину в массовом количестве. За 16 лет работы в гостиничном консалтинге мне приходилось чуть ли не на каждой встрече с потенциальными заказчиками и инвесторами читать ликбез о том, что на самом деле представляют из себя мировые гостиничные сети и для чего нужен бренд. В результате, у меня выкристаллизовались некоторые основные мифы об этом, которыми я хочу поделиться. Буду часто использовать словосочетание «международный бренд», поэтому в статье будет просто аббревиатура МБ.

Итак, рейтинг:

Миф 1. Сейчас построю отель, а потом продам его любому МБ

МБ не покупают отели! Их основная функция — это управление имуществом инвестора — гостиницей. Даже самые крупные гостиничные сети (не путать с брендами — об этом чуть ниже) не выкупают недвижимость. Только некоторые, ну очень знаковые объекты, которые находятся чаще всего в самых центрах столиц и являются неоспоримым ликвидным капиталом, и покупка происходит по относительно невысокой рыночной цене. 80-90% самых известных гостиничных сеток — это отели в управлении. В Украине нет ни одного случая даже РАССМОТРЕНИЯ подобной покупки и, уверен, в ближайшее время не предвидится.

Миф 2. Свяжусь с МБ и они сделают мне Концепцию отеля

В этом случае происходит путаница между понятием Стандартов бренда и Концепцией. Основная разница в том, что любые Стандарты — это ограничения и матричные решения, которые уже работают на других рынках. А Концепция — это самое оптимальное решение для этого места, этого рынка, этого конкурентного окружения на моменте. Моя компания проводила некоторое количество аудитов в разных украинских отелях под МБ, и со всей ответственностью могу заявить, что во всех них были допущены серьезнейшие ошибки по концептуальному планированию, которые и по сей день бьют собственников этих объектов по карману.

Так, как же правильно поступить? Концепцию надо заказывать у местных гостиничных консультантов и технологов, которые глубоко знают и понимают специфику рынка. И, даже в условиях отсутствия нормальной статистической информации по рынку (количество отелей, их класс, сегментация, форматы, заполняемость, средняя стоимость номера в сутки и еще многих других), могут правильно выделить необходимые конкурентные «изюминки» будущего проекта.

Если в результате создания Концепции вы или консультант придете к заключению, что МБ необходим в этом проекте, то вы сможете начать с ним переговоры и внедрить все Стандарты бренда на стадии проектирования.

Миф 3. Подпишу контракт с МБ, а потом, когда они мне все сделают и запустят, я от них откажусь

Это смешно, но наши клыкастые бизнесмены очень часто думают, что они могут объегорить и кинуть кого угодно, забывая при этом, что очень часто международные игроки уже «собаку съели» на таких же развивающихся рынках, как наш. Договора с гостиничными сетками — это кабальный брачный контракт, подписывающийся (чаще всего) на 10 и более лет. И, если вы решили раньше времени спрыгнуть с этого поезда, то вас ждет жесткий бракоразводный процесс, который будет происходить не в украинских, а в английских и американских судах, где все возможности «порешать» сводятся на нет. Вы точно будете стоять перед решением огромных штрафных санкций, чтобы получить свою свободу. Единственным пока примером такого быстрого бракоразводного процесса у нас на рынке стало чудное превращение отеля Aloft в Skyloft. Но это отдельный кейс.

Миф 4. Подпишу с МБ договор на управление, а Концепцию и Технологию они сделают мне бесплатно

Никогда такого не будет. Подписывая HMA (Hotel Management Agreement), вы получаете автоматически в довесок TSA (Technical Support Agreement), стоимость которого, обычно, исчисляется в порядке 600-1000 евро за юнит (номер). В рамках этого контракта Development Team МБ будет контролировать ваших проектировщиков и дизайнеров на предмет соответствия внедряемых решений Brand Standarts. Но!!! Это далеко не всегда означает правильность этих решений. И очень часто МБ будет просто начхать на стоимость этих решений, потому что все это ложится на плечи инвестора.

Миф 5. Если мне будет что-то не нравится, то я всегда смогу по ходу это изменить

Как бы не так! Все полномочия собственника после подписания Договора на управление будут заканчиваться на принятии ежегодного бюджета, ревизии работы его финансовым менеджером результатов ежемесячной работы и официальным жалобам, если что-то не так. Попробую привести пример. Если вы собственник и находитесь в ресторане своего отеля и видите, что официанты плюют в потолок и некачественно обслуживают гостей, то вы не можете даже замечание напрямую им сделать. Вы должны связаться с Дженерал Менеджером, чтобы тот, уже дальше по вертикальной цепочке, предпринял управленческие действия. Это утрированный пример, но касается практически всех процессов, происходящих в отеле. В том числе ремонтов и реноваций.

Миф 6. МБ не заходят в Украину, потому что им не интересен рынок

Самое смешное, что эту информацию чаще всего транслируют наши государственные мужи, при чем даже те, кто имеют непосредственное отношение к туризму. На самом деле, основная причина в том, что украинский собственник отелей (инвестор) считает, зачем кому-то платить — я и сам все сделаю на отлично (я много где путешествовал, много чего видел и что там сложного построить отель). Многие гостиничные сетки и бренды мечтают попасть на украинский рынок, но бренды приходят только туда, куда их зовут! Только, если инвестор видит в этом смысл и пользу. А наши инвесторы (смотри выше) очень часто считают, что это лишние затраты и, самое главное, вообще не понимают специфику отношений между собственником и гостиничной управляющей компанией.

Миф 7. Гостиничные сети и гостиничные бренды

Это не одно и то же. Есть большие гостиничные группы (сети), которым принадлежат некоторые гостиничные бренды. Бренды необходимы для сегментации гостей по уровню дохода, по интересам, по длительности проживания и другим параметрам. Чтобы было легче представить, как это выглядит, можно ознакомиться с картой гостиничных сетей и брендов, которую в 2014 году делала моя компания для собственных потребностей. Некоторые позиции с того времени претерпели существенные изменения и скоро мы сделаем карту 2022 года. Здесь же можно увидеть разбивку брендов по международным гостиничным форматам, которые с гостиничной звездностью имеют отдаленное родство.