Проблемы развития агропромышленных парков в Украине, или почему их нет

16.04.2020   |  Блоги

Валерий Кирилко

CEO EVON

 

Разберем понятие «агропарк»

Агропромышленный парк — организованная на выделенном участке промышленная территория, обеспечивающая сельхозпроизводителей материально-технической базой для переработки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции.

Такие парки имеют разновидности, среди которых: агроэкологический, научно-технологический и другие типы агропарков. При этом первый тип используется для развития агроэкологии, а второй — агронауки и агротехники.

Этот отдельный формат индустриальных парков успешно развивается во многих странах мира, и зарекомендовал себя, как эффективное производственное решение для аграриев. Но в украинской практике он юридически не определен и никак не описан в законодательных актах. На постсоветском пространстве отдаленным прототипом были овощебазы.

Вот только современные агропромышленные парки гораздо крупнее и технологичней. Их ключевая задача — сократить цепочку от производителя сельскохозяйственной продукции до конечного потребителя. Основные пользователи таких парков:

  • фермерские хозяйства;
  • агропредприятия;
  • компании, которые производят сельхозпродукцию;
  • сервисные компании, работающие в агросекторе.

В мировой практике промышленная часть агроиндустриального парка занимает площадь от 10 до 160 гектар. А если в состав парка включить поля для выращивания культур, то его размер может достигнуть нескольких тысяч гектар.

Из чего состоит агропромышленный парк?

Классический агропромышленный парк обеспечивает полную цепочку выращивания и обработки. Она включает в себя выращивание культур, сбор урожая, распределение, переработку, хранение, транспортировку и продажу. Такой набор задач формирует структуру парка, состоящую из:

  • промышленных объектов для переработки;
  • оптово-розничных складов (включая холодильные);
  • транспортного предприятия;
  • административной и сервисных служб.

В зависимости от типа парка в него также могут входить поля для выращивания культур, торговые площадки для продажи агротехники, исследовательские и обучающие центры, бизнес-инкубатор, таможенный склад и другие объекты.

Помимо стандартных услуг по охране, уборке, техническому обслуживанию объектов недвижимости и техники, агропромышленные парки могут оказывать услуги по упаковке и сортировке, утилизации отходов, созданию каналов сбыта. Это повлечет за собой создание дополнительных предприятий на их территории.

Почему важно создавать агропарки?

Агропромышленный парк объединяет разные цепочки агропроизводства, облегчает управление и создает экономию за счет единой территории и централизованного формирования доходов для:

  • агропредприятий;
  • складов;
  • логистических и торговых компаний.

Такие парки создают вертикально и горизонтально интегрированные цепочки создания стоимости. Также они выполняют три ключевые функции:

  1. Центр сельской трансформации: организация сбора и хранения продукции сельхозпроизводителей, содействие развитию сельского хозяйства в регионе размещения;
  2. Агропромышленный комплекс: объединение функций сбора, переработки, производства, исследований и разработок, торговли и трудоустройства населения;
  3. Консолидационный центр: хранение, распределение и поставка сельхозпродукции с учетом потребностей потребителей в течение всего года.

На макроуровне развитие агропромышленных парков создает цепочки добавленной стоимости, стимулирует развитие регионального сельскохозяйственного рынка, создает рабочие места, а также укрепляет малый и средний бизнес.

Системный подход помогает повысить конкурентоспособность мелких региональных фермеров и производителей на уровне страны и глобальных рынков. Получается, что агропарки формируют центры роста и инноваций, поддерживают местное развитие и способствуют созданию устойчивой модели развития агропромышленного комплекса страны.

Несколько слов о развитии агропромышленного комплекса

Агропромышленный парк — это не совокупность разных объектов, а агропромышленная стратегия, нацеленная на экономическое развитие и создание рабочих мест. В свою очередь, экономическое развитие и рост занятости в сельской местности обусловлены коммерциализацией агропромышленного комплекса страны. Предприятия, занятые в нем должны эффективно работать и реагировать на меняющиеся требования рынка.

Агропромышленный сектор формирует высокие уровни прямой и косвенной занятости на единицу инвестиций. Опыт других стран показывает, что один агропарк может создавать от 1000 до 3000 прямых и косвенных рабочих мест — в дополнение к росту доходов мелких фермеров.

Увеличение доходов местного населения будет достигнуто за счет интеграции мелких фермеров и обрабатывающих предприятий в цепочки создания стоимости. Это увеличит добавленную стоимость на местном уровне, создаст дополнительные рабочие места в сельской местности и повысит общую эффективность сельскохозяйственной производственной цепочки.

Проблемы государственного регулирования

Такого понятия как «агропромышленный парк» нет нигде в законодательных и нормативных актах Украины. Поэтому инициаторам таких проектов рассчитывать на государственную поддержку не приходится. Законодательное урегулирование такого направления может дать хороший импульс для развития сельскохозяйственной отрасли Украины.

Существует несколько проектов агропромышленных парков. Но, в отличие от сектора индустриальных парков, здесь инициаторами становятся не представители государственных институтов или профильных министерств и даже не сельхозпроизводители. Вопросом начинают заниматься компании, которые косвенно, а порой вообще никак не связаны с сельским хозяйством. Это вызвано отсутствием госрегулирования, которое:

  • не позволяет привлекать на это направление государственное финансирование,
  • не формирует преференции,
  • не предполагает льгот для инициаторов и участников.

Поэтому агропарки пока будут интересны только непрофильным девелоперам и сервисным компаниям, которые побочно организовывают дополнительные рынки сбыта своей продукции. Они зарабатывают на организации бизнес-процессов внутри парков.

Для государства очень важно поддерживать подобные проекты, которые создают необходимые производственные цепочки, объединяющие аграриев и позволяющие активно развивать сельское хозяйство в регионах.

Что дальше?

Необходимо скорейшее закрепление в нормативных государственных актах понятия «агропромышленный парк» и формализация профильных инструментов стимулирования направления.

Профильные инструменты стимулирования должны предусматривать прямое сквозное стимулирование инициаторов и стимулирование на местном уровне. Особенно важна поддержка в контексте условий аренды земли и стоимости используемых энергоресурсов. Для этого необходимо:

  1. Сформулировать четкое понятие типов агропромышленных парков, с будущей разработкой отраслевых стандартов. Возможно создание нового закона, регулирующего эти положения, или компиляция положений в существующий закон Украины «Об индустриальных парках».
  2. Агропарки совмещают в себе целый набор видов деятельности: производство сельхозпродукции, переработка, хранение, производство пищевой продукции, таможенная инфраструктура, лаборатория, торговая площадка, транспортный парк, тарное производство, обработка продуктов и прочая сопутствующая деятельность – необходимы рекомендации по составным элементам агропарков на уровне общеутвержденных отраслевых стандартов.
  3. Разработать перечень государственных и прочих стимулов развития агропромышленных парков. Он может включать в себя: субсидирование на государственном и местном уровне, включение в госпрограммы поддержки сельского хозяйства, налоговые преференции для инициаторов и резидентов, льготные условия подключения к энергосетям, льготы на использование энергоресурсов и другие стимулы.
  4. Объединение ключевых игроков агрорынка, девелоперов и других заинтересованных сторон для осуществления отраслевого лоббирования, формирования стратегий развития и сбыта, совместного привлечения инвесторов в отрасль и других целей.

Для реализации программы развития агроиндустриальных парков в национальном масштабе необходимо проявить политическую волю, чтобы взять на себя ответственность за инициирование и координацию. Но экономический эффект для государства и всех участников процесса стоит того, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки.