5 драйверов, способных изменить будущее ритейла и логистики (и объединить их!)

24.09.2018

Компания Cushman & Wakefield представила отчет, в котором указаны 5 ключевых аспектов трансформации секторов ритейла и логистики в современном мире. Property Times приводит краткий пересказ отчета.

#1. Модель прямой поставки потребителю (D2C)

Сектор ритейла

С развитием технологий все больше производителей обходится без ритейлеров. Товары будут доставляться напрямую. Ритейлеры не исчезнут совсем, но угроза для них явно существует.

Мало того, все еще и автоматизируется. В какой-то момент все дома станут «умными», и ваш холодильник автоматически и закажет еду, и оплатит ее.

Все может случиться уже в ближайшие несколько лет. Особенно это актуально для предметов повседневного использования, например, бытовой химии или предметов личной гигиены.

Сектор логистики

Потребительский интернет вещей (CIoT, Customer IoT) позволит контактировать с потребителями в обход ритейлеров, и не только для продажи, но и для обслуживания, обновлений и консультаций.

Массовую модель прямых поставок можно ожидать в автомобильном секторе и электронике (и то, и то уже оснащено «умными» технологиями).

Но чтобы модель D2C работала, производителям придется демонстрировать более высокий уровень обслуживания клиентов. Придется привлекать больше IT-специалистов и CIoT-аналитиков. Хотя можно отдать это на аутсорс.

#2. Технологии

Сектор ритейла

Тот, кто нам мешает, тот нам поможет: технологии смогут помочь ритейлерам и арендодателям.

Помощь придет в виде более точно настраиваемой рекламы, автоматического оповещения клиентов, отслеживания поведения посетителей. Это поможет понять потребительские привычки и предпочтения.

Распознавание лиц облегчит целевую рекламу и оплату, дополненная реальность поможет подобрать одежду и т.п.

Технологии сделают процесс шопинга легче и приятнее, а процесс маркетинга и управления для ритейлеров и владельцев недвижимости — рациональнее.

Сектор логистики

Здесь инновации уже способствуют повышению эффективности и безопасности. В промышленности активно развиваются автоматизация, 3D и аддитивный печать (уже внедряются в здравоохранении, автомобилестроении, fashion), Big Data, наноматериалы, автономные грузовые и транспортные средства, робототехника и искусственный интеллект.

Технологии повышают прозрачность цепочки поставок, ускоряют выход на рынок. Конечно, снижается зависимость от рабочей силы, и новые рабочие места создаются только для высококвалифицированных рабочих: инженеров, аналитиков и т.п.

loT делает возможным глобальную оценку качества работы (даже если заводы в разных странах), увеличивает производительность и значительно снижает затраты на производство.

#3. Транспортировка и доступность

Сектор ритейла

Одно из главных изменений — развитие автономных транспортных средств. Они могут появиться на дорогах в течение 10-15 лет, а возможно, и ранее. Ожидается, что работать они будут от электрических батарей.

Это уменьшит количество собственного автотранспорта, разгрузит дороги, сделает их безопасней, а воздух — чище.

Для ритейла вопрос доступности объектов станет менее актуальным, что приведет к расширению зоны охвата, ведь посетить торговые точки станет проще.

Сектор логистики

В ближайшие 10 лет цепь поставок еще больше усложнится. Ключевым фактором для сектора логистики останется доступность.

Эти вопросы сможет решить совершенствование транспортных средств, улучшение инфраструктуры, объединяющей несколько способов транспортировки. «Рулить» будут гибридные и полностью электрические транспортные средства, включая грузовики.

Хорошо бы размещаться как можно ближе к городам или в них самих, но там дорогая земля, ее мало, да и горожане могут быть против.

#4. Демография

Сектор ритейла

Хорошие новости: население в мире быстро растет, значит, потреблять мы будем больше. Кроме того, идет процесс урбанизации. Это породит рост потребности в зданиях: жилых, офисных, складских, а также в гостиницах, школах и магазинах.

Однако население стареет, поэтому ритейлеры и бренды должны адаптироваться. А тут еще поколения X, Y и Z, каждое из которых потребляет по-своему. Это надо учитывать.

А еще часть рабочих мест заберет автоматизация, следовательно, доходы могут сократиться.

Новые форматы будут притягивать едой, развлечениями, общими интересами. В борьбе за лояльность придется потрудиться.

Читайте также: Будущее торговых центров. Масштабное исследование американских экспертов

Сектор логистики

Интернет-магазины обеспечивают структурный переход от торговой недвижимости к складской. Растет значимость логистики в городах, потому что «последняя миля» доставки приходится именно на них. Стоимость городских доставок высока (в Европе — до 50% от общих затрат поставок и больше).

А склады расположены в пригородах, и из-за стоимости земли и сопротивления стейкхолдеров зайти в город не могут. Следовательно, растет роль сетей доставок, но и им теперь придется трансформироваться. А «логистикой интернет магазинов» управляет, скорее, потребитель, чем бизнес, и это стоит учитывать.

#5. Нормативно-правовая база

Сектор ритейла

Здесь важными остаются нормы в области прав потребителей, занятости, защиты окружающей среды и налогообложения.

В Европе ритейл столкнулся с проблемами, связанными с новыми положениями о защите данных, вступившими в силу в ЕС 25 мая 2018 (тот самый GDRP), но это проблемы краткосрочные.

Несоблюдение новых правил может повлечь административную ответственность и проблемы с лояльностью потребителей к бренду.

Сектор логистики

В ЕС все выше требования к экологии: «зеленые» здания, автотранспорт без CO2.

Причем, чем ближе логистика к людям (то есть к городским районам), тем строже правовое регулирование.

А еще — угрозой для глобальных и региональных цепочек поставки становится ужесточение правил пересечения границ. Хотя уровень этого риска остается неопределенным.


Как выглядит будущее торговой недвижимости?

Фокус — на многофункциональные комплексы, включающие жилье, коворкинги, гостиницы и заведения для отдыха. Но это неплохо, просто часть развития ритейла.

Термин «торговые центры» станет неактуальным, появятся «центры опыта». Впрочем, традиционный торговый компонент продолжит функционировать, но будет составлять меньшую долю в общем количестве арендаторов. «Центры впечатлений» и магазины будут полностью автоматизированы.

Появятся новые типы арендаторов, например, в формате шоурумов.

С уменьшением количества автомобилей, что-то надо будет решать с местами на парковке. И кажется, решение есть (о чем ниже).

Как это повлияет на рынок складской и промышленной недвижимости?

В зависимости от реакции ритейла на приведенные факторы. «Городская логистика» выделится в самостоятельный сектор, но столкнется с проблемами, характерными для городов.

Промышленный сектор, не скорый на перемены, скорее выберет выжидательную позицию. Лучший способ свести к минимуму риск, но все же ориентировать бизнес на изменения — это аутсорсинг.

Склады будут развиваться в направлении «гибридных объектов», объединяя центры обработки данных, независимые источники энергии, сервисные центры и традиционные складские помещения.

Решение для логистических комплексов, стремящихся войти в города, может быть во взаимодействии с сектором ритейла — крупными ТЦ с их парковочными площадями.

Вероятный сценарий — комбинированное решение для недвижимости.


Читати інші статті

14.05.2018
Эксперты компании A.T. Kearney спрогнозировали, как рынок торговой недвижимости будет выглядеть к 2030 году. Property Times пересказывает главные моменты исслед...
детальніше
06.09.2017
Property Times разбирался, что и когда изменится на рынке недвижимости с внедрением новейших IT-разработок
детальніше
22.08.2017
На рынке торговой недвижимости в первом полугодии 2017 года наметилось оживление спроса со стороны арендаторов, что повлекло за собой рост арендных ставок.
детальніше
18.07.2017
Property Times разбирался, что собой представляют торговые центры микрорайонного формата
детальніше