Пешеходный Киев мечты: 5 улиц в центре, которые стоит перекрыть для движения автомобилей

29.09.2016

Центр Киева - очень перегружено автомобилями место. Район Бессарабской площади называется самой экологами грязной зоной в городе из-за своего расположения между двумя холмами и очень активного автомобильного трафика. На некоторых улицах в Киеве размещаются десятки кафе, магазинов и заведений культуры, но из-за соседства со стихийными парковками сидеть на летних площадках некомфортно, а пешеходы должны ходить по узким тропинкам, которые для них оставили. Все это плохо влияет на развитие бизнеса, на экологию и на эмоциональное состояние киевлян. Центр нужно разгружать от автомобилей и одним из инструментов этого процесса должно быть создание пешеходных зон, если мы согласны, что пешеходы должны иметь те же права, что и водители.

Украинская столица - один из немногих крупных городов страны, где нет пешеходных улиц для прогулок, развлечений, культурных и политических событий, и тому подобного. Во Львове есть свободный от автомобилей центра города, в Черновцах - улица Кобылянской, в Одессе это Дерибасовская, в Луцке - улица Леси Украинский, в Сумах и Тернополе - по две параллельные пешеходные улицы в центре города. И таких примеров - десятки. В Киеве же только Андреевский спуск является таким номинально, но режим пешеходной зоны здесь все еще нарушается. Наш центр разделен пополам широким Крещатиком, который в рабочие дни невозможно перейти, не спустившись под землю. И хотя по обе стороны центральной улицы есть ячейки городской культурной жизни и досуга, они не имеют шансов на дальнейшее развитие без статуса пешеходных улиц. «Хмарочос» показал, как выглядели бы 5 улиц Киева, если бы их освободили от автомобилей.

Улица Шота Руставели


Больше всего поражает на Шота Руставели большое количество летних площадок кафе и ресторанов, находящихся рядом с припаркованными автомобилями. Такую картину можно наблюдать вдоль всей улицы.

Освободив Шота Руставели от автомобилей и оставив здесь только полосу для общественного транспорта, город получит один из самых оживленных и популярных променадов. Кинотеатр, кафе, учреждения национальных кухонь будут привлекать еще больше киевлян и туристов, если прогулкам и общению за чашечкой кофе не будут мешать автомобили по обе стороны улицы.


Улица Большая Васильковская (от площади Льва Толстого до улицы Павла Скоропадского)

Относительно создании здесь пешеходной зоны существует полуфантастическая идея - автомобильный транзит пустить под землей, там где находится торговый центр «Метроград», а на улице сделать широкий променад с цивилизованной уличной торговлей. Учитывая наличие большого количества кафе, магазинов, ресторанов и популярного фестивального кинотеатра «Киев», этот отрезок является идеальным для пешехода. Кроме того, совсем рядом находится один из самых популярных общественных пространств города - выход со станции метро «Площадь Льва Толстого», где ежедневно назначают встречи и проводят свободное время тысячи киевлян.

Бессарабский переулок

Этот небольшой отрезок улицы, пожалуй, больше нуждается в срочной пешеходизации. Количество людей, которые обходят неудобный подземный переход и перебегают через Бессарабский переулок, ежедневно измеряется тысячами. Если вам нужно на Крещатик, Бессарабский рынок, в Пинчук Арт Центр или на улицу Бассейную, вы непременно будете переходить там дорогу. Сейчас переулок используется, в основном, как парковка для тех, кто не может проехать полквартала до подземного паркинга в ТЦ «Арена-Сити». Вместо этого предлагается освободить Бессарабский переулок от автомобилей и сделать его удобным для пешеходов, которые уже сейчас являются основными пользователями этого пространства. Недавно этот отрезок улицы перекрыли на выходные в рамках эксперимента.

Улица Ярославов Вал

Улица находится в историческом центре Киева, Верхнем Городе. Рядом София Киевская, Пейзажная аллея, Золотые Ворота и Театр оперы и балета. На самой улице расположено много культурных заведений и посольств, офисов международных компаний, кафе и ресторанов, знаменитая булочная «Ярослава», гостиница международной сети. А также шедевры архитектуры, в частности караимская кенасса авторства Городецкого и «замок барона Штейгеля». Кроме того, на этой улице всегда активный пешеходный транзит.

Киевские активисты уже неоднократно высказывали свои идеи по пешеходизации Ярославова Вала. Кроме очевидного расположения здесь летних площадок кафе, мест для сидения, увеличение количества зеленых насаждений, на улице можно было бы проводить международные культурные фестивали в сотрудничестве с культурными отделами посольств, находящихся в этом районе, а также международными компаниями.

Улица Сагайдачного

Сейчас половину улицы освобождают от автомобилей на выходные, но делают это неэффективно. В 2000-х годах Сагайдачного тоже перекрывали на выходные. А все потому, что это самая оживленная улица квартального Подола с интересной архитектурой рубежа XIX-ХХ веков, большим количеством ресторанчиков и магазинов. Также она является транзитной для тех, кто хочет с Почтовой площади попасть на Контрактовую и наоборот.

Стоит отметить, что для освобождения Сагайдачного, и Подола в целом, от лишнего автомобильного трафика было расширено Днепровское шоссе и построено эстакады. Существует несколько вариантов постепенного создания здесь пешеходной зоны, которые можно смоделировать, а наиболее приемлемый - реализовать. Интересно, что в 2015 году был проведен архитектурный конкурс на благоустройство Контрактовой площади, где также предлагалось разработать проект и для части Сагайдачного. Победители предложили вымостить тротуар фирменным киевским желтым кирпичом - клинкером, посадить деревья и позволить устанавливать летние площадки на части пешеходной зоны.

Насколько реально и выгодно создавать пешеходные улицы в Киеве?

Директор компании «А + С Украина», которая разработала для Киева транспортную модель города, Дмитрий Беспалов убежден, что перекрытие центральных улиц - это исключительно политическое решение администрации. Например, в европейских странах создание пешеходных центров городов - это часть концепции ограничения пользования автомобилем. Беспалов утверждает, что смоделировать изменения в дорожном движении в Киеве можно довольно легко, кроме того городу это обойдется недорого - 500-1000 евро за одну улицу. Но перед этим должно быть принято принципиальное решение КГГА двигаться в направлении де-автомобилизации центра и улучшение экологической ситуации в городе, которая ежегодно стремительно ухудшается - этим летом уже можно было наблюдать сухой смог в Киеве. И без определенных ограничений для автомобилей ситуация лучше не станет.

Кроме явных потребностей в создании пешеходных улиц с точки зрения улучшения качества воздуха в центре, также есть выгода и со стороны развития городской экономики. Пешеходные зоны привлекают горожан и туристов для прогулок и променадов. Здесь можно размещать заведения питания и магазины, устраивать концерты и выставки под открытым небом, продавать сувениры и уличную еду. Во всем мире наблюдается увеличение количества клиентов бизнеса на улицах, которые перекрывают и превращают в пешеходные зоны. Дело в том, что если человек не едет по улице на машине, а гуляет пешком, у нее всегда больше времени, чтобы принять спонтанное решение и зайти в кафе или магазин. А улучшение экономики, в свою очередь, ведет к увеличению количества рабочих мест и поступлений в городской бюджет в виде налогов.

Например, в британском исследовании, сделанном общественной организацией Living Streets, утверждается, что благоустройство вело-пешеходных зон может увеличить количество покупателей и торговли до 40%. А по сравнению с другими видами инвестиций в транспортные проекты, именно создание инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов дает больший возврат инвестиций, а продажи в сфере ритейла увеличиваются до 30%. Поэтому если мы хотим жить в успешном городе с чистым воздухом, мы должны создавать пешеходные зоны

Автор: Тарас Кайдан

Иллюстрации: Александра Степаненко