Smart-архитектура на практике. Применение «умной» архитектуры в мегаполисах

16.05.2018   |  Блоги

Андрей Войтко

основатель и собственник группы компаний AVG

Smart-архитектура зародилась в 80-х годах 20 века в студии легендарного архитектора Фрэнка Герри. Ее появление было целиком логично – для улучшения качества жизни жителей конкретного архитектурного объекта в частности, и горожан в целом, архитекторы начали взаимодействовать с инженерами, социологами, девелоперами, художниками, психологами. Полученная от них информация обрабатывалась и использовалась при цифровом моделировании зданий

Если говорить о практической стороне вопроса, то в разной степени вовлеченности, компания AVG участвовала в работе над двумя смарт-объектами – Smart Plaza Politech и Smart Plaza Obolon. В первом компания отвечала за общественные интерьеры торгово-развлекательного комплекса и фасадные решения. Во втором – выступала в роли генерального проектировщика.

Вызовы и архитектурные решения в ТРЦ Smart Plaza Polytech

Для ТРЦ Smart Plaza Polytech специалисты провели сложную работу по реконструкции недостроенных зданий, разработки проекта по смене функционального назначения комплекса, созданию уникального фасадного решения в контемпоральном стиле, формированию ключевого для жителей района объекта с привлекательным многофункциональным пространством. Кроме того, была запроектирована зеленая зона на крыше ТРЦ, что стало благоприятным фактором в условиях плотной жилой застройки и напряженного дорожного движения, неблагоприятно влияющую на экологию района.

Общая площадь стилобатной части объекта составила более 30 000 кв. м, этажность ТРЦ – 2-4 эт. (фитнесс-центра – 3 этажа, паркинга – 2 этажа) Общая площадь жилья — более 30 900 кв. м, при этом этажность, с учетом 1-4 этажа, которые размещаются в пятне застройки ТРЦ, составляет 25 этажей.

Если говорить об основных вызовах, которые стояли перед нашей компанией, стоит упомянуть, что проектом была предусмотрена сложная реконструкция недостроенных жилых зданий с формированием углового замыкания пространства квартала путём достройки объединяющей стилобатной части в виде торгово-развлекательного комплекса с кинотеатром, фитнесс-центром и паркингом в современном урбанистическом стиле.

Для решения поставленных задач были применены современные сложные инженерные решения в фасадных системах, системах «комфорта» (ОВ, ВК, ЭО), автоматизированных системах пожаротушения и эвакуации, применены современные материалы для отделки МОПов.

Сложность также заключалась в создание магнита для жителей данного района с привлекательным многофункциональным общественным пространством (рестораны, фитнесс-центр, кинотеатр, бутики, супермаркет). Также, для комфорта жителей и посетителей комплекса была применена технология создания «зелёной» кровли по технологии швейцарской компании ZinCo.

Система «умный дом» уже является частью нашей жизни, мы встречаем его примеры в жилых и общественных зонах. Компания AVG внедряет систему «умная архитектура», которая направлена на улучшение архитектурного облика города и на улучшение физического и эмоционального состояния его жителей. Когда мы говорим об «умной архитектуре», то как проектировщики, подразумеваем процесс проектирования с применением последних BIM наработок, технологий, управления процессом строительства и подачи информации как заказчику, так и исполнителем. Мы обязаны идти в ногу со временем.

Другими словами, целью AVG остается не просто организация рационально функционирующей структуры в данных временных рамках, а прогноз темпов развития городской среды на будущее и представление архитектурного решения в соответствии с этими прогнозами.

Вызовы и решения проекта Smart Plaza Obolon

Для Smart Plaza Obolon, находящегося в процессе реализации, эксперты создали единое архитектурное решение, подразумевающее трансформацию функционального назначения здания из офисного в жилое с добавлением многофункционального торгового центра, учитывающего архитектурную стилистику всего района. Здесь были реализованы планы по созданию экологически благоприятной зеленой зоны.

Общая площадь стилобатной части составила более 13 660 кв. м (этажность ТРЦ – 1-4 этажа). Общая площадь жилья – более 14 300 кв. м (этажность, без учета 1-4 этажей, которые размещаются в пятне ТРЦ, составляет 21 этаж).

Среди основных вызовов отметим, что данный проект является первым для компании полноценным трёхстадийным проектом, а также первым зданием с таким функциональным наполнением, в котором мы являемся генпроектировщиками.

Среди технических решений по проекту можно выделить применение и внедрение новых сложных инженерных решений с участием ведущих специалистов Украины. В том числе в фасадных системах, системах «комфорта» (ОВ, ВК, ЭО), а также автоматизированных системах пожаротушения и эвакуации. Здесь также были применены современные материалы для отделки МОПов.

Инициатива в архитектуре

Инициаторами всех «умных решений» в архитектуре и строительстве, зачастую, являются проектные организации. Это продиктовано современными инженерными решениями, экономической и экологической составляющей и своеобразной гонкой между архитектурными бюро в процессе борьбы за заказчика.

Учитывая этот опыт, всё чаще появляются заказчики, которые уже на ранних стадиях проектирования стремятся, а иногда требуют, внедрения таких решений. В двух конкретных случаях описанных выше, мы видим пример, как «недострои» превратились в комплексы, которые создали вокруг себя ценность и придали особое значение территории вокруг. «Умная архитектура» — это то, что придаёт нашему городу и стране целостную идентичность в системе будущего, где жизнь комфортна, разумна и мудра.

Именно эти факторы становятся основной целью смарт-архитектуры – создание многофункциональных архитектурных объектов, соединяющих в себе жилые, торговые и развлекательные комплексы. Подобное решение позволяет экономить время и силы жителям данного комплекса и близлежащих домов. Они могут решать все бытовые вопросы, не выходя за пределы дома или района, что важно для людей, живущих в крупных урбанистических пространствах, с учетом реальных возможностей их развития, а значит увеличения дорожного движения и уплотнения пассажиропотока в общественном транспорте.