Константин Сконечный: Мы хотим полностью поменять правила игры на рынке и сделать их честными и прозрачными

12.05.2021

Украинский строительный рынок высоко конкурентный, со своими, порой «специфическими» правилами игры, новичкам сложно занять свою нишу. Property Times пообщался с Константином Сконечным, Founder & CEO PERIMETER Commercial, который в 2019 году вывел на рынок fit out-услуг нового игрока. О том, с какими трудностями пришлось столкнуться, как локдаун сказался на работе и о необходимости системных перемен на рынке — в нашем интервью.

— Вашей компании два года, вы заходили в высоко конкурентный рынок. Как было принято такое смелое решение, и какие трудности пришлось преодолеть, чтобы занять свое место в этом сегменте рынка?

— Строительный рынок действительно очень конкурентный, поскольку состоит в основном из опытных компаний, которые были основаны еще в начале 2000-х годов. Тогда рынок только начал формироваться, и конкуренции как таковой не было, маржа проектов составляла 100%, что позволило компания быстро закрепить свои позиции и спокойно нарабатывать мощную клиентсткую базу за столько лет.

Perimeter, наверное, единственная компания, которая за последние 10 лет зашла в столь конкурентную и взрослую нишу, забрав в первый же год свою долю рынка в Киеве. Тогда в 2019 мое решение основывалось на аналитике коллег, я определил их ошибки в процессе ведения проектов, в управлении командой и коммуникации с клиентами. Ну и самое главное, что сыграло немаловажную роль это — молодость, креатив и внедрение новых инструментов в разных подразделениях компании, которые очень отличаются от стандартов, созданных другими строительными компаниями.

Первая сложность, с которой я столкнулся — создание команды. Я потратил много времени и сил, чтобы собрать крутую команду из технических специалистов и проект-менеджеров, которые будут разделять мои ценности и амбиции. Сейчас моя команда состоит из людей, которые как и я, не останавливаются на достигнутом, а постоянно идут к новым вершинам.

Вторая сложность — коррупция. На разных уровнях, начиная от тендерных отделов крупных компаний до топ-менджмента и посредников со связями.

Первое время, да и собственно даже сейчас, нас не брали в тендера, объясняя это тем, что мы молодые, у нас недостаточно опыта или мало реализованных проектов. Это, конечно, же говорит о некомпетентности и этике ведения бизнеса, этике делового общения и отношений в Украине. Это очень сложный и глобальный вопрос, который мы медленно, но уверенно пытаемся решить и надеемся искоренить эту проблему в будущем.

— Трансформировалась ли ваша стратегия работы в первое время работы? Что пришлось корректировать в подходе к работе и почему?

— На самом деле на первом этапе стратегии никакой не было, когда мы начали участвовать в различных конкурсах и тендерах, главным нашим преимуществом была оптимизация бюджета и максимально детальный качественный просчет.

В последних трех больших проектах (где участвовало по 15 компаний), наши просчеты были лучшими. Мы всегда попадали в бюджет с первого раза. В свое время, такой навык сыграл с нами злую шутку. Нашими просчетами по оптимизации начали делиться с конкурентами, которым в итоге отдавали победу. Мы сделали выводы, что нужно тщательно выбирать клиента и требовать конфиденциальности всех наших коммерческих предложений.

— Ваша еще достаточно молодая команда почти сразу столкнулась с серьезным испытанием — работа в условиях перманентных локдаунов. Как это влияет на работу? Как удается мотивировать команду в сложных условиях?

— Первый локдаун мы работали в штатном режиме, в январе 2020 года мы подписали несколько проектов, поэтому нам нельзя было сбавлять обороты и останавливаться. А позже, когда работы стало меньше, а карантин продолжался, мы занимались внутренними процессами и мотивацией. Тогда и произошла частичная реорганизация штата и поиск новых сотрудников.

Я считаю, у человека либо есть мотивация, либо ее нет. Если человек сам не хочет изменить свою жизнь и стать лучше, то никакой тренинг или премия ему не поможет. Поэтому своих мы видим сразу, и обучать таких соответственно легче и быстрее.

— В прошлогодний локдаун игроки строительной сферы говорили, что вынуждены корректировать проекты, заменяя некоторые импортируемые материалы и комплектующие на отечественные из-за проблем с транспортировкой, сталкивались ли вы с такой проблемой?

— На момент прошлого карантина большинство наших проектов были уже на тех этапах, когда материалы уже были закуплены. А к моменту работы над новыми объектами, и мы, и рынок уже были готовы к любым сложностям, поэтому все поставки планировали заранее и таким образом, чтобы даже с задержками выполнить все в срок. Сейчас мы можем обеспечить своих клиентов всеми необходимыми материалами премиум-качества.

К тому же, у нас есть своя база украинских поставщиков и производителей. Мы можем выполнить любой заказ здесь, получив в итоге качество не хуже, чем от заграничных производителей. Вот недавно мы изготовили и установили 278 тумб в офисе одной крупной компании.

— На какие виды работ спрос снизился из-за пандемии, а на какие, возможно, повысился?

— В строительных или ремонтных работах невозможно упустить какой-то процесс или этап. Поэтому если говорить о конкретных видах работ, то ничего не поменялось. Скорее изменился подход к заказу услуг. Крупные украинские и международные компании заказывают генподряд, потому что это выгоднее, чем нанимать отдельно разных подрядчиков. Многие переходят на отечественные материалы, чтобы не переплачивать за импорт. Компании поменьше не строят сейчас новые офисы и не делают без необходимости ремонт.

Недвижимость строилась, строится и будет строиться всегда.

— Какие проекты стали для вас знаковыми?

— У нас нет любимых или нелюбимых проектов. Мы гордимся всеми, поэтому каждый из них знаковый для нас. Мы ко всем относимся очень трепетно и с любовью, стремимся дружить и помогать нашим клиентам даже после завершения наших договорных отношений.

В этом году мы начали работать с ІБІС, Dragon Capital, Forum Group и Rozetka. Мы ценим, что нам доверяют такие большие компании.

Отдельно, пожалуй, выделю одну крупную IT-компанию, с которой мы целый год вели сложнейшие переговоры. Уже не веря в успех, нам позвонили и предложили поучаствовать в проекте. С тех пор, уже два года подряд и по сей день мы продолжали успешно работать. На данный момент мы реализовали совместно более 8 000 кв. м в Киеве.

Знаковыми являются проекты в Москве, которые мы начали подписывать в начале 2021 года, для нас важно работать на выход на международный рынок, поэтому стратегически это серьезный шаг, который поможет в реализации наших планов в будущем.

В планах анонсировать серьезный проект на Подоле в Киеве, мы только начинаем над ним работать, но уже ним гордимся и ждем с нетерпением его завершения, чтобы всем показать. Очень надеюсь, что это произойдет в конце 2021 года.

— Над каким проектом вы бы хотели поработать, но еще не довелось?

— Конечно же, в первую очередь, у нас есть стратегически важные клиенты, с которыми мы хотели бы поработать, но которых я не могу упомянуть сейчас.

Не приходилось, но очень хочется реализовать большой отельно-ресторанный комплекс, который мы сами же и спроектируем. Я очень люблю отдыхать за городом, поэтому считаю, что такой проект у меня получился бы от души интересным.

Интересно поработать со складскими помещениями и логистическими комплексами, сейчас в этом сегменте наблюдается определенный дефицит в Украине, поэтому думаю в скором времени у нас это получится. И конечно же, построить бизнес-центр в Киеве, странно было бы, если бы не упомянул бы об этом.

— Планируете ли вы заходить в другие сегменты рынка, например, в сектор жилищного строительства?

— Да, конечно. Нас приглашали уже в жилой сектор по реализации мест общего пользования, мы пока анализируем, насколько для нас это интересно. Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом и не лезть куда не надо.

— Ваши глобальные планы на ближайшие два-три года?

— Ближайшие планы — выйти на международный рынок, в первую очередь это СНГ. Этот рынок сложный и высоко конкурентный. Но я уверен, что мы готовы.

Сейчас мы также занимаемся привлечением дополнительных инвестиций на один очень масштабный проект на Подоле в Киеве, который будем реализовывать. Это проект реконструкции значительной части старого Подола. Его нынешнее состояние достаточно плачевное, но это исторически важное и ценное место в Киеве. Нужно его восстанавливать!

— Как, по Вашему мнению, будет развиваться строительный рынок, в каких реформах он нуждается?

— В наших ближайших планах побороть коррупцию в коммерческих и государственных тендерах. В сфере недвижимости — это максимально актуальный вопрос, который требует срочного вмешательства.

Мы молодые, амбициозные, хотим перемен и готовы их создавать. Мы хотим полностью поменять правила игры и сделать их честными и прозрачными. У нас большие планы, поэтому кому интересно — присоединяйтесь, нам понадобится помощь.