Как и где найти арендаторов и покупателей коммерческих объектов? Листинг-сайты в мире и Украине

16.04.2018
  1513

Автор: Сергей Власов

Покупка и продажа или аренда и поиск подходящих коммерческих площадей всегда оставались задачей не из простых. В ход идут деловые связи, различные каталоги, реклама в сети и выезды на места. С развитием новых технологий у собственников и управляющих появилось больше инструментов для брокериджа и проперти менеджмента, например, на западных рынках уже давно работают листниг-сайты, постепенно к ним добавляются новые IT-стартапы. В апреле 2018 года подобная платформа появилась и в Украине.

Property Times о том, как и где найти арендатора и покупателя коммерческих объектов, и как и где искать подходящие помещения для аренды или покупки, учитывая, что на дворе технологический век.

Каналы продвижения и поиска

Как правило, для продажи или сдачи в аренду коммерческих объектов не требуется охватить как можно большую аудиторию — в b2b больше ценится качество контакта, стоимость конверсии, цепочка контактов с потенциальным клиентом, а также релевантность площадок, для размещения объявлений.

Основные каналы продвижения информации об объекте можно разделить на три большие группы: личные контакты (собственника, менеджера или брокера), офлайн объявления (в печатных каталогах, на бордах и т.п.) и диджитал-каналы.

В первом случае важнее всего наработанная база контактов, наличие успешных кейсов и портфолио (структура сделок, опыт работы в нужном сегменте и т.п.). Иногда важны международные связи компании (или шире — ее иностранное происхождение). Отдельно можно упомянуть специализированные площадки, где можно заняться нетворкингом: профессиональные ассоциации (как URE Club, ICSC, ULI и многие другие), тематические форумы, конференции и т.п.

Печатные каталоги серьезно уступают в этом деле, но маркетологи все еще планируют небольшие доли бюджета и для них. С бордами все несколько сложнее: большой охват, который они дают, как мы уже сказали, не так важен в рекламе сдачи в аренду, например, офиса, — таргетировать аудиторию они не умеют (разве что мы выясним, что в месте размещения борда проезжает больше интересующей нас публики), а цена на них достаточно высокая. С другой стороны, борд не помешает возле самого объекта (зачастую ограничиваются вывеской на здании).

Далее идет, конечно, реклама в интернете: будь то Google или Facebook, позволяющие четко сегментировать аудиторию и отслеживать эффективность рекламы. Такие каналы требуют достаточно глубоких знаний в настройке и проведении платных кампаний, от задач и целей которых будут зависеть и бюджеты.

Следующим шагом вперед в этом плане стали листинг-сайты с геотаргетингом, то есть перекачивавшие в интернет каталоги, где объявления можно сортировать не только по цене или назначению площадей, но и по точно заданной локации. Именно тут и сходятся два важных показателя: качество аудитории и комфортность выбора.

Международные листинг-сайты

Профессиональных листинг-сайтов, посвященных коммерческой (или вместе жилой и коммерческой) недвижимости очень много. Различаются они по объему базы объектов, предлагаемому инструментарию, назначению (сегменту), а также по тарифным планам для размещения. Кроме того, существуют листинг-сайты в форме приложений для смартфонов.

Одним из первых и теперь уже крупнейших игроков в этой сфере считается сервис (в виде приложения для iPhone) LoopNet. Платформа насчитывает более 8 млн зарегистрированных пользователей и 5 млн уникальных ежемесячных посетителей сайта. Основная задача платформы — предложение коммерческих объектов недвижимости для продажи и аренды в США. Текущая бизнес-модель LoopNet предполагает продажу членства на своем сайте: платное или премиальное членство предоставляет более широкий набор инструментов и привилегий, недоступных в свободном доступе (схема используется повсеместно, на самом деле, тот же OLX или Prom.ua действуют так же).

Брокеры коммерческой недвижимости, агенты, конечные покупатели и арендаторы используют платформу LoopNet для поиска по спискам недвижимости (отсюда — listing, от англ. list — «список»), соответствующих заданным критериям. Среди клиентов LoopNet многие ведущие игроки рынка: CB Richard Ellis, Century 21 Commercial, Colliers International, Cushman & Wakefield, Jones Lang LaSalle, NAI Global, RE / MAX и многие другие.

Альтернативой гиганту (также с высоким качеством сервиса, но не такими высокими ценниками) выступают с десяток других платформ. Зарубежные обозреватели называют среди них, например, 42Floors — поисковик коммерческой недвижимости для продажи, аренды, субаренды и поиска коворкингов в США. Здесь брокеры могут добавлять свои листинги бесплатно с контактной информацией, но ограниченное время. Доступен поиск по базам аренды и продажи офисных и торговых помещений, по индустриальным объектам, ресторанам, коворкингам и объектам сферы здравоохранения.

Другой открытый онлайн-рынок коммерческой недвижимости — RealMassive. Платформа берет не только большим объемом представленных площадей (заявлена база около 380 млн кв.м), но и удобным интерфейсом, набором фильтров, инструментов и т.п. Впрочем, такой подход выгодно выделяет все новые решения от пускай и массивных, но устаревающих в своей навигации каталогов (да и сайтов компаний) в недвижимости.

Международный поисковик недвижимости Zillow — это новый сервис листинга жилой недвижимости, также оснащенный множеством фильтров, удобной выборкой по интерактивной карте. Кроме покупки, продажи и аренды жилья здесь есть каталог Zillow Digs — хаб для размещения и поиска проектов дизайна интерьеров (с фильтром по типу комнат, стоимости, стилям и даже цветовой гамме).

Перечислять подобные площадки можно достаточно долго. В первую десятку обзоров традиционно попадают также платформы Rofo, Truss (сервис поиска коммерческих площадей для мелких и средних арендаторов, ориентированных на площади до 0,9 тыс. кв.м), OfficeSpace.com, Showcase.com и другие.

Отдельно можно упомянуть специализированные поисковики. Например, Land and Farm, где по запросу выдаются списки земельных участков с/х назначения, под животноводство или для застройки. В настоящее время на сайте представлены около полумиллиона предложений по всем категориям и местоположениям. Отметим, что платформа организована по инициативе властей США, при этом сайт вполне монетизирован: существуют платные пакеты размещения, подписка и т.п.

LiquidSpace  — высокотехнологичный, стремительно взлетевший «стартап для стартапов» предоставляет услуги, в том числе, для поиска и совместной аренды офисных пространств. Например, для специалиста, готового влиться в команду и совместно с ней снимать небольшое помещение для развития IT-продукта. Либо команды, готовой поделиться пространством для других специалистов. Что немаловажно, оплачивать арендуемые площади можно через сам сервис.

Листинг-сайты недвижимости в Украине

Справедливости ради отметим, что в Украине существуют свои листинг-сайты, например, хорошо известен ЛУН.ua  и бренд, под которым поисковик вышел на международный рынок — Flatfy.com.

В апреле этого года начала работать новая платформа и для аренды-продажи коммерческой недвижимости по всей Украине — Nedvizhka.ua.

Цель данной площадки заключается в быстром поиске подходящих вариантов аренды коммерческих помещений, начиная от офиса и магазина, заканчивая помещением под детский сад или фотостудию. Листинг-сервис работает как с агентствами и брокерами, так и с частными лицами, а также собственниками помещений различного назначения.

Как отмечает основатель сайта Nedvizhka.ua Ольга Соловей, «В Украине слабо развита культура поиска и подбора помещения при помощи профессиональных брокеров, гораздо более привычно самостоятельно искать варианты, изучая предложения онлайн либо прибегая к соцсетям и помощи родственников, коллег и знакомых. Технологии позволяют сегодня оперативно соединять заинтересованные стороны и закрывать сделку быстро и эффективно. Все знают такие ресурсы как lun.ua для поиска квартир и сервис Airbnb для аренды комнаты или квартиры на короткий период. Поиск квартиры для покупки или краткосрочной аренды онлайн уже привычный сервис для большинства украинцев. Наша задача, стать таким ресурсом для тех, кто ищет помещение под коммерческие цели».

Ольга Соловей также отмечает, что пока сайт работает в тестовом режиме и не весь запланированный функционал доступен, но разместить объявление, либо подобрать нужное из существующих предложений можно уже сегодня. На сегодняшний день на сайте Nedvizhka.ua доступны свыше 16 000 объявлений в 19 категориях со всей Украины.

PropTech наступает

От печатных каталогов к онлайн-платформам, от сайтов к приложениям: IT врывается в сферу недвижимости и находит новые решения для этой отрасли. Не ограничиваясь одним лишь листингом, стартапы развивают новые виды услуг для игроков рынка real estate.

Явление, названное PropTech (от Property Technology, в узком смысле — стартапы, предлагающие инновационные технологические продукты или новые бизнес-модели для рынка недвижимости, в более широком — общая тенденция к диджитал-трансформации в индустрии), уже захватывает умы игроков рынка. Карта таких стартапов растет с каждым днем: ZO Rooms, Hostmaker, Niido (аренда жилья, коливинги), VTS (платформа для управления недвижимостью и активами), GeoPhy (искусственный интеллект для рынка недвижимости), Floored (система 3D-визуализации объектов специально для коммерческой недвижимости) и многие другие, и это, не говоря об инженерных решениях, вроде «умных» термостатов Nest и вырабатывающих электроэнергию жалюзи SolarGaps (разработано в Украине!). Все они заслуживают отдельной статьи, и она обязательно выйдет на Property Times.

Важно, что такие платформы есть у нас в стране, они развиваются и становятся удобными, эффективными инструментами для работы в отрасли.